Крещение

О Крещении и духовном родстве

Беседа с кандидатом богословия протоиереем Димитрием Моисеевым.

Каков богословский смысл Таинства Крещения?

Богословский смысл Таинства Крещения очень простой — соединение человека с Богом. Святитель Григорий Богослов писал: «Невоспринятое не уврачевано, но что соединяется с Богом, то и спасается». Поскольку, по слову Дионисия Ареопагита, спасение — это обожение и ничего больше, об этом у него прямо сказано, следовательно, Крещение — это начало обожения. То есть, как говорил преподобный Симеон Новый Богослов, Сам Христос входит в человека, подобно семени, и пребывает в нем. А дальше, по слову блаженного Диадоха Фотикийского, эта благодать Божия, которая вошла в человека, помогает ему в деле обожения.

А значит, насколько простирается человеческое произволение, ровно настолько это произволение укрепляется благодатью Божией, поскольку сам человек совершенно изменить себя, переквасить себя в нового Адама не может. Все это делает благодать Божия, которую мы получаем в крещении. Если прислушаемся к словам святого праведного Николая Кавасилы, то поймем, что, по сути, благодать Божия сама спасает человека, сама просвещает и обоживает его. А дело человека заключается лишь в том, чтобы не мешать этой благодати. А что значит не мешать благодати? Не грешить. Всякий наш грех — это попытка закрыть себя от благодати, «скинуть с головы венец, погасить тот огонь, который зажег Господь...» А борьба с грехом требует от человека постоянных усилий. Поэтому совершенно неразумно говорить, что достаточно принять Таинство Крещения и больше ничего не делать. Это значит, что мы пустим в свою жизнь, в самого себя Бога и скажем: «Господи, посиди там где-нибудь у нас на задворках, а я этим временем буду решать какие-то свои земные задачи: поле куплю, волов, жену найду. Отсюда и все проблемы. Читая Евангелие, мы видим: притчи Спасителя как раз об этом и говорят. Например, притча о талантах. Талант можно развить, а можно зарыть в землю. Что за это ждет — известно. Тот, кто примет Таинство Крещения и ничего не будет делать, как раз уподобится тому человеку, который зарыл талант в землю. Опять же, притча о брачной одежде: хозяин пира пригласил гостей, и пришел туда человек без брачной одежды, и его выгнали во тьму кромешную. Это становится особенно понятно, если вспомнить древний обычай: богатый человек, приглашавший на пир знакомых, дарил каждому брачную одежду. Смыл притчи становится сразу понятен: я тебе одежду подарил, а ты ее куда-то дел. Это прямая аналогия с Таинством Крещения. И соответственно, становится понятна та роль, которая отводится крестным.

Как выбирать крестных и почему их называют еще "восприемниками"?

Восприемниками их называют потому, что они воспринимают ребенка от купели. То есть по основному действию, в момент которого человек становится крестным, его и называют восприемником.
Дионисий Ареопагит пишет, что крестный подобен духовнику, это наставник духовной жизни. Но как может наставить в духовной жизни тот, кто сам ее не ведет? Крестный отец или мать, соответственно, должны учить ребенка духовной жизни, для этого сами должны ее вести, знать ее, разбираться в ней. Иначе смысла в их восприемничестве никакого не будет. По этому признаку и надо выбирать крестных: чтобы это были люди, которые реально могли, как минимум, молиться за восприемников, и крайне желательно, чтобы они могли давать какие-то советы по духовной жизни, помогать родителям. И хотя понятно, что в наше время главные функции духовного воспитания детей все-таки лежат на родителях, но крестные, я бы сказал, — люди несколько внешние для семьи, соответственно, ребенку к ним будет гораздо легче прислушаться. Это не папа и мама, к которым ребенок уже привык, а какой то, может быть, более авторитетный человек. Дай Бог, чтобы крестные пользовались таким авторитетом у детей.

Каковы обязанности крестных родителей по отношению к крестникам, крестников к восприемникам, а также кума и кумы друг к другу?

Обязанности крестных родителей по отношению к крестникам — руководствовать их ко спасению, помогать им в этом деле. А обязанности крестников, соответственно, слушаться своих крестных, внимать их советам. Между собой же крестные обязанностей никаких не имеют, поскольку, строго говоря, канонически нужен только один крестный, того же пола, какого и ребенок. мальчику обязательно необходим крестный отец, девочке — крестная мать. А восприемник второго пола, если будет — хорошо, а не будет его — не страшно. Это просто сомолитвенник по сути своей, и основная обязанность по отношению к крестнику, конечно, лежит на восприемнике того же пола.

Правда ли что восприемниками одного ребенка не могут быть монахи, супружеская пара и родители собственных детей?

Монах вообще удаляется от мира. Следовательно, он не должен иметь никакого отношения к мирской жизни. Тем более, монах не должен заниматься воспитанием детей. Потому что даже если говорить о древних монастырских традициях, то любой монах имел право покинуть монастырь при одном из трех условий: если игумен монастыря является еретиком, если в монастырь разрешен доступ женщинам и если при монастыре воспитываются дети. одной из этих трех причин достаточно, чтобы монах совершенно законно и спокойно мог покинуть свою обитель. Поэтому заниматься воспитанием детей монахам все-таки негоже.
Если говорить о супружеской паре, то каноническое правило такого запрета на них не налагает, хотя бы потому, что, по сути, крестным является только один из представителей этой пары, тот, который соответствует полу ребенка. А родители собственных детей никак не могут быть одновременно и крестными по той простой причине, что крестный входит в духовное родство как с ребенком, так и, соответственно, с его родителями. И, скажем, родная мать ребенка не может ни при каких условиях выйти за крестного отца своего сына, а родной отец своей дочери никак не может жениться на крестной матери ни в каком случае, даже если он овдовел. Жениться на своей куме или выйти замуж за своего кума нельзя. Это канонически запрещено.

До революции существовала практика заочных крестных. Если один из восприемников не может присутствовать на Таинстве Крещения, можно ли провести обряд без него, но записать его в крестные?

До революции много нехороших правил существовало... Крестные все-таки должны реально присутствовать.

Некоторые священники учат, что согласно церковным законам, крестный не может быть мужем мамы мальчика, которого он крестил; а крестная не может быть супругой отца девочки, которую она крестила. Получается, что все остальное разрешено, например: кум и кума могут пожениться и повенчаться?

Это не некоторые священники говорят, а каноническое право. Кум и кума могут пожениться и повенчаться. В 19 веке было разъяснение Святейшего Синода по поводу того, что это не возбраняется. Хотя существует благочестивая русская традиция этого не делать, а брать крестную и крестного из разных семей... Но опять-таки, если мы обратимся к каноническому праву, то запретов на это не существует. Это принцип народного благочестия, который можно соблюсти. Но если этот принцип будет нарушен, ничего страшного.


Источник:
Этот текст взят со страницы www.tald-blag.kz
© 2010 Талдыкорганский церковный округ


 

Контакт

Настоятель прихода:
Иерей Борис Кутчер

Тел.: 0681 / 68 87 18 50
Моб.: 0176 / 24 67 01 13

Электронная почта:
priester-ko@yandex.ru

Календарь