Православный пост

Легкое бремя поста

Буквица Персонаж одной сказки горько сетовал: "Ах, увы, увы, увы… я утратил вкус халвы!" И действительно, проблема нешуточная: вот она, – халва, – пожалуйста, ешь, но вкуса-то нет! Беда нашего времени в тотальном духовном "нечувствии". Мы утратили не только вкус духовной жизни, но и само понятие о ней. И ладно, если бы только утратили, а то ведь зачастую и не приобрели даже, так что содержание собственной веры для нас непонятно и тёмно, как кодекс Хаммурапи или китайская грамота. Но есть проверенное средство для обретения вкуса духовной жизни – это ПОСТ.

Петропавловский или Апостольский пост установлен Церковью в память первоверховных Апостолов Петра и Павла. А поскольку слово "Петропавловский" довольно длинное, то в народе этот пост стал называться просто и сокращённо – Петровым. Апостолы постом и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия. Кто-то, возможно, подумает: а какое это имеет отношение к нам? Да самое непосредственное. Благовествование Царствия Божьего – это не только обязанность христианина, но и его естественное свойство, если можно так выразиться. "Горе мне, если я не благовествую!" - говорит апостол Павел, имея в виду, конечно, не только словесную проповедь, но и саму жизнь, поступки, которые должны свидетельствовать о чистоте и святости нашей веры. Конечно, без поста и молитвы такое благовествование не возможно.

В этом году Петров пост особенно длинный. Он будет продолжаться почти полтора месяца. Связано это с тем, что окончание поста всегда приходится на 12 июля – день памяти первоверховных Апостолов, – а начало припадает на вторую неделю по Пятидесятнице и, следовательно, связано с Пасхой. Чем раньше Пасха, тем длиннее пост. Считается, что Петров пост не строгий, "лёгкий", но если мы заглянем в Типикон (Церковный устав) – окажется, что всё не так просто.

По Типикону в Апостольский пост во вторник и четверг рыбу мы не едим, но только вкушаем варёную пищу с маслом и выпиваем вина (естественно, "сухого" и в самом умеренном количестве). В понедельник, среду и пятницу до трёх часов дня не едим вовсе, а затем вкушаем сырые овощи, фрукты и хлеб (сухоядение), да и то не досыта. В субботу и воскресение разрешается рыба. Если в понедельник, вторник и четверг служится славословная служба, то разрешается варёная пища с елеем, рыба и вино. Если славословная служба приходится на среду или пятницу – рыба не разрешается, но только варёная пища с елеем. Если же на среду или пятницу приходится служба бденная, то разрешается и рыба. Кроме того, рыба разрешается и в дни храмовых праздников, на какой бы они не пришлись день.

Вот так всё непросто. Но по устойчивой приходской традиции правила Петрова поста в отношении пищи озвучиваются так: В этот пост мясо, молочные продукты и яйца есть нельзя, но во все дни, кроме среды и пятницы можно вкушать рыбу (варёная пища с елеем тоже не возбраняется). И всё. И вот, что удивительно – одинаково правомерно и то и другое правило. Они как бы устанавливают верхний и нижний "пределы" Петрова поста. Первое правило имеет силу закона "писанного", второе – устойчивой, а стало быть, законной традиции.

Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла, сказанные по поводу отношения к пище: "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не уничижай того, кто ест < … > ибо Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14; 3,17)"

Кроме того, надо помнить, что Типикон является не столько правилом и нормой, сколько идеалом и образцом. Что это значит? А то, что Типикон нам дан не для безусловного и буквального исполнения, а для смирения; для того, чтобы мы, сравнивая свою жизнь с высотой жизни святых отцов, приходили в сокрушенное состояние духа. А это и есть ценнейшая жертва перед Господом: "Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". Более того, соблюдая пост во всей строгости и в согласии с Типиконом, на фоне всеобщей "расслабленности", человеку почти невозможно удержаться от помыслов самомнения и гордости. А помыслы эти лишают пост всякого смысла, потому, что "Бог гордым противится" . Так что если кто и намерен блюсти пост во всей строгости – пусть особо трезвится и помнит слова апостола Павла: "Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть".

Но ведь пост заключается не только в воздержании от мяса. В принятии постной пищи тоже надо быть воздержанным, и от любимого телевизора хорошо бы отлучить себя хотя бы на время, и от патологической болтовни по телефону, и от выпивки, и от супружеской близости… словом, от всего, что так привычно скрашивает горечь житейских будней. Кто-то скажет – сурово… Да нет же… Наш пост, даже самый "суровый" – с точки зрения канонов и правил монастырского, подвижнического жития – это просто "сладкая жизнь". То, что нам кажется суровым постом, для рядового монаха XVI – XVII веков, пожалуй, показалось бы отпуском, отрадой, отдохновением от трудов. Так мы ослабли, изнемогли по сравнению с нашими предками. И причины здесь не только и даже не столько объективные, вроде пресловутой "экологии". Дело в нас самих, в нашей "теплохладности", в отсутствии решимости жить по Богу.

Есть закон духовной жизни, обойти который не удавалось никому и никогда. Закон этот звучит пугающе: "Дай кровь – прими Дух". Но если мы не хотим себя хоть немного ущемить в плотской жизни, – каждый в свою меру, конечно, – то нечего удивляться, что мы "ничего не чувствуем", нечего удивляться, что нет у нас живого общения с Богом. Потому, что нужно сначала "дать кровь". Не "сдать", заметьте. Речь идёт не о донорской акции, а о труде, о необходимости добровольного ущемления себя, ради приобретения, "стяжания" Святого Духа. А ведь это наша цель и если мы к ней не стремимся, то спрашивается в чём наше христианство?! В ношении крестика только?

Как же жизнь по Заповедям Божьим в этом безбожном мире? Ведь это и есть наш главный скорбный, но и радостный крест, крест, который надо нести, спасая терпением душу! Ведь в безропотном, сознательном и благодарном терпении скорбей и трудностей не только телесных, но и душевных – заключена великая возможность приобретения благодати. И не надо нам искать "утешения" в развлечениях, как мы это все обычно делаем, и вообще никакой "награды" искать не надо, а только считать себя "рабами неключимыми" по слову Господа. То есть, что бы мы ни делали доброго – это всего лишь то, что мы ДОЛЖНЫ были сделать, и не более того. Какое хорошее, точное слово "неключимый", вы только вдумайтесь. Вот замок – сложнейший, хитрейший, надёжнейший, а без ключа он – ничто, кусок железа никуда негодный. Вот так и мы, со всеми нашими трудами и "подвигами" – ничто без Господа, без Его благодати.

Смысл поста в том, чтобы воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога, от того, что мешает в созидании духовной жизни. И все мы на самом деле хорошо знаем, что именно нам мешает, у каждого есть свои "препоны". Для одного это склонность к чревоугодию, для другого гневливость, для третьего привычка к осуждению, для четвёртого самолюбие, гордость… Вот на эти-то личные препятствия и нужно обратить особенное внимание, определить собственное поле борьбы. Наша цель не просто соблюсти необходимые правила, диету, нет. Наша цель – приблизиться к Богу, войти в живое, покаянное, но и радостное общение с Ним, стать причастником Его благости… И радость, реальная радость такого общения с лихвой покрывает все тяготы поста. Не зря ведь Господь говорит, что "иго Моё благо и бремя Моё легко есть". Ради сердечного сокрушения, ради чувства живого присутствия Божьего стоит ведь хоть немного себя смирить. И туга, скука, пустота сердечная, происходящие поначалу от такого смирения, свидетельствуют лишь о рабстве души, о её покорности плоти. А мы как истинные хозяева души покорим её духу, напитаем Словом Божьим, наполним молитвой, очистимся в таинстве исповеди, приобщимся Тела и Крови Христовой … Душа преобразится, возрадуется, оживет. Только так мы ОПЫТНО можем узнать, что же такое духовная жизнь. И объяснить это никакими словами невозможно. Нужно просто взять и попробовать.

Христос есть, вкусите и видите!


Источник:
Этот текст взят со страницы www.pravmir.ru
© 2010 Православие и Мир, ежедневное интернет СМИ


 

Контакт

Настоятель прихода:
Иерей Борис Кутчер

Тел.: 0681 / 68 87 18 50
Моб.: 0176 / 24 67 01 13

Электронная почта:
priester-ko@yandex.ru

Календарь