Как вести себя верующему?

Как вести себя с ближними

Буквица Вжизни человека-христианина с глубокой древности Бог всегда занимал центральное, основное место и все начиналось – каждое утро, и любое дело – с молитвы, и все завершалось молитвой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на вопрос, когда он успевает молиться, ответил, что он не представляет, как можно жить без молитвы. Молитва определяет наши отношения с ближними, в семье, с родными. Привычка перед всяким делом или словом от всего сердца просить: "Господи, благослови!" – убережет от многих недобрых дел и размолвок. Бывает, начиная дело с самыми лучшими намерениями, мы безнадежно портим его: обсуждения домашних проблем кончаются ссорой, намерение вразумить ребенка – раздраженным криком на него, когда вместо справедливого наказания и спокойного объяснения, за что получено наказание, мы "срываем злость" на своем чаде. Такое случается от самонадеянности и забвения молитвы. Всего несколько слов: "Господи, вразуми, помоги, дай разум творить волю твою, научи, как вразумить чадо..." и т. д. дадут вам рассуждение и пошлют благодать. Просящему дается.

Если вас кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а помолитесь об этом человеке – ведь ему еще тяжелее, чем вам – на его душе грех обиды, может быть, клеветы – и ему нужно помочь вашей молитвой, как человеку тяжело больному. От всего сердца помолитесь: "Господи, спаси раба Твоего (рабу Твою).../имя/ и его (ее) святыми молитвами прости моя прегрешения". Как правило, после такой молитвы, если она была искренней, гораздо легче придти к примирению, а бывает, что человек, обидевший вас, сам первый придет просить прощения. Но прощать обиды надо от всей души, держать же зло в сердце, досадовать и раздражать себя причиненными неприятностями нельзя никогда.
Лучший способ погасить последствия размолвок, недоумений, обид, которые в церковной практике называются искушениями, это тотчас испросить прощения друг у друга, невзирая на то, кто в мирском понимании виноват, а кто прав. Сердечное и смиренное "Прости, брат (сестра)" сразу умягчает сердца. В ответ обычно говорится "Бог простит, ты меня прости". Вышесказанное, разумеется не повод распускать себя. Далека от христианства ситуация, когда прихожанка наговорит дерзостей своей сестре во Христе, а потом со смиренным видом произнесет: "Прости меня, Христа ради"... Такое фарисейство именуется смиреннословием и ничего общего с истинным смирением и любовью не имеет.
Бич нашего времени – необязательность. Разрушающая многие дела и планы, подрывающая доверие, вводящая в раздражение и осуждение, необязательность неприятна в любом человеке, но особенно неприглядна в христианине. Умение держать слово – признак нелицемерной любви к ближнему.
При беседе умейте внимательно и спокойно слушать другого, не горячась, если даже он высказывает мнение, противоположное вашему, не перебивайте, не спорьте, стараясь непременно доказать свою правоту. Проверьте себя: нет ли у вас привычки многословно и возбужденно рассказывать о своем "духовном опыте", что свидетельствует о процветающем грехе гордыни и может испортить ваши отношения с ближними. Будьте кратки и сдержанны в разговорах по телефону – старайтесь не говорить без особой нужды.

Входя в дом, надо сказать: "Мир вашему дому!", на что хозяева отвечают: "С миром принимаем!" Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: "Ангела за трапезой!"
За все принято тепло и искренне благодарить ближних: "Спаси Господи!", "Спаси Христос!" или "Спаси тебя Бог!", на что положено ответить: "Во славу Божию". Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: "Благодарю вас!" или "Я от всей души вам благодарен".

Как приветствовать друг друга. В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки "привет", "чао" или "пока" выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях.
За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом "Христос посреди нас!", слыша в ответ: "И есть, и будет". Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щеку и целуя друг у друга правую руку. Правда, слова приветствия священников могут быть и иными: "Благослови".
Преподобный Серафим Саровский обращался ко всем приходящим со словами: "Христос Воскресе, радость моя!" Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни – до Вознесения Господня (то есть на протяжении сорока дней): "Христос Воскресе!" и слышат в ответ: "Воистину Воскресе!"
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: "С праздником!"
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щеку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече принято троекратно целоваться в щеки – женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришел в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас". При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить "Аминь". Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям..
Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: "Благословите!" – причем не только священника. И если батюшка в таких случаях отвечает: "Бог благословит!", то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: "Благословите!"
Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами "Ангела-хранителя тебе!", перекрестив их. Можно пожелать также ангела-хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: "Храни тебя Господь!".
Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: "С Богом!", "Помощи Божией", "Прошу твоих святых молитв" и тому подобное.

Как обращаться друг к другу. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 70-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения: "товарищ", "сударь" и "сударыня" или "гражданин" и "гражданка" – вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Конечно, примитивное обращение "женщина!", "мужчина!" говорит о нашем бескультурье. Еще хуже вызывающе-пренебрежительное "эй, ты!" или "эй!".
Но, согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение "госпожа" и "господин" – оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение все же носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту – о чем можно искренне пожалеть.
Обращаться "гражданин" и "гражданка" уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения "сестра", "сестричка", "сестрица" – к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться "матушка" – кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нем: "матушка!" Вспомните строки Николая Рубцова: "Матушка возьмет ведро, молча принесет воды..." Жен священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: "матушка Наталья", "матушка Лидия". Такое же обращение принято и к игумении монастыря: "матушка Иоанна", "матушка Елисавета".
К юноше, мужчине можно обратиться "брат", "браток", "братишка", "друг", к более старшим по возрасту: "отец", это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет несколько фамильярное "папаша". Будем помнить, что "отец" – великое и святое слово, мы обращаемся к Богу "Отче наш". И священника мы можем называть "отец". Монахи нередко называют друг друга "отче".

Обращение к священнику. Как взять благословение. К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем – так, как оно звучит по-церковнославянски, с прибавлением слова "отец": "отец Алексий" или "отец Иоанн" (но не "отец Иван"!), либо (как это принято у большинства церковного народа) – "батюшка". К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово "отец", или же "отец диакон". Но у диакона, поскольку он не имеет благодатной силы рукоположения во священство, благословение брать не положено.
Обращение "благословите!" – это не только просьба преподать благословение, но и форма приветствия священника, с которым не принято здороваться мирскими словами вроде "здравствуйте". Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, совершив поясной поклон, коснувшись пальцами правой руки пола, затем встать перед священником, сложив руки ладонями вверх – правую поверх: левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: "Бог благословит", либо: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" – и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует – мы не священнику руку лобызаем, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас... И прикасаемся мы устами к месту, где на руках Христовых были раны от гвоздей...
Мужчина, принимая благословение, может после целования руки священника, поцеловать его щеку, а затем опять руку.
Батюшка может благословить и на расстоянии, а также наложить крестное знамение на склоненную голову мирянина, коснувшись затем ладонью его головы. Не следует лишь перед тем, как взять благословение у священника, осенять себя крестным знамением – то есть "креститься на священника". Перед тем, как взять благословение, обычно, как мы уже говорили, совершается поясной поклон с касанием рукой земли.
Если вы подходите к нескольким священникам, благословение надо брать по старшинству – вначале у протоиереев, затем у иереев. А если священников много? Можно взять благословение у всех, но можно также, совершив общий поклон, сказать: "Благословите, честные отцы". В присутствии правящего архиерея епархии – епископа, архиепископа или митрополита – рядовые священники благословения не дают, благословение в таком случае следует брать только у архиерея, естественно, не во время литургии, а до нее или после. Клирики же в присутствии архиерея могут, в ответ на ваш общий к ним поклон с приветствием "благословите", ответить поклоном.
Бестактно и неблагоговейно выглядит ситуация во время богослужения, когда кто-то из священников направляется из алтаря к месту исповеди или для совершения крещения, а множество прихожан в этот момент бросаются к нему за благословением, тесня друг друга. Для этого есть другое время – у батюшки благословение можно взять и после службы. Тем более, что при прощании благословение священника тоже испрашивается.
Кому первому подходить под благословение, к целованию креста в конце службы? В семье это делает сначала глава семейства – отец, затем мать, а потом уж дети по старшинству. Среди прихожан первыми подходят мужчины, затем – женщины.
Надо ли брать благословение на улице, в магазине и т. д.? Разумеется, хорошо это сделать, даже если батюшка в гражданской одежде. Но вряд ли уместно протискиваться, скажем, к батюшке на другой конец автобуса, полного людей, чтобы взять благословение – в таком или подобном случае лучше ограничиться легким поклоном.
Как обращаться к батюшке – на "вы" или на "ты"? Конечно, к Господу мы обращаемся на "ты" как к самому близкому для нас. Монахи и священники между собой обычно общаются на "ты" и по именам, но при посторонних непременно скажут "отец Петр" или "отец Георгий". Прихожанам же к батюшке все же уместнее обращаться на "вы". Даже если у вас с вашим духовником сложились столь близкие и теплые отношения, что в личном общении вы с ним на "ты", вряд ли стоит делать так при посторонних, в стенах храма такое обращение неуместно, режет слух. Даже некоторые матушки, жены священников, при прихожанах стараются из деликатности обращаться к батюшке на "вы".
Существуют и особые случаи обращения к лицам в священном сане. В Православной Церкви в официальных случаях (во время доклада, выступления, в письме) принято к священнику-благочинному обращаться "Ваше Преподобие", а к настоятелю, наместнику монастыря (если он игумен или архимандрит) обращаются – "Ваше Высокопреподобие" или "Ваше Преподобие", если наместник иеромонах. К епископу обращаются – "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митрополиту "Ваше Высокопреосвященство". В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально – "владыко", а к наместнику монастыря – "отец наместник" или "отец игумен". К Святейшему Патриарху принято обращаться "Ваше Святейшество". Эти наименования, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека – священника или Патриарха, они выражают народное уважение к священному сану духовников и святителей.


Источник:
Этот текст взят со страницы www.tald-blag.kz
© 2010 Талдыкорганский церковный округ


 

Контакт

Настоятель прихода:
Иерей Борис Кутчер

Тел.: 0681 / 68 87 18 50
Моб.: 0176 / 24 67 01 13

Электронная почта:
priester-ko@yandex.ru

Календарь